fbpx

Россия ратифицировала Конвенцию ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам

4 ноября 2014 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам» № 325-ФЗ. Таким образом, Россия официально приняла на себя международно-правовые обязательства по данной Конвенции, что также имеет важнейшее значение для эффективности применения будущих положений НК РФ о контролируемых иностранных компаниях, принятие которых ожидается до конца 2014 года.

Положения Конвенции, касающиеся административной помощи, будут применяться в отношении налоговых периодов, начинающихся с 1 января или после 1 января года, следующего за годом, в который Конвенция вступила в силу для России.

Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (изначально – Совместная конвенция Совета Европы и ОЭСР, ETS № 127) была принята 25 января 1988 года, а затем изменена Протоколом от 27 мая 2010 года.

Вслед за принятием указанного Протокола, последовала массовая ратификация обновленной Конвенции государствами, не являющихся членами СЕ и ОЭСР, в результате чего начал формироваться глобальный механизм международной правовой помощи по налоговым делам и, в первую очередь, обмена налоговой информацией.

Государства, участвующие в Конвенции

На октябрь 2014 года Конвенция в обновленной редакции вступила в силу для следующих 57 государств и территорий: Албания, Ангилья, Аргентина, Аруба, Австралия, Австрия, Белиз, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Канада, Каймановы острова, Колумбия, Коста-Рика, Хорватия, Кюрасао, Чехия, Дания, Эстония, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Грузия, Гана, Гибралтар, Греция, Гренландия, Гернси, Исландия, Индия, Ирландия, Остров Мэн, Италия, Япония, Джерси, Республика Корея, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Мексика, Молдова, Монтсеррат, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Румыния, Синт-Маартен, Словакия, Словения, ЮАР, Испания, Швеция, Тунис, Острова Тёркс и Кайкос, Украина, Великобритания.

Также Конвенцию в редакции Протокола 2010 (либо только Протокол 2010 в дополнение к первоначальному варианту Конвенции 1988 г.) подписали (и могут в ближайшее время ратифицировать) следующие государства: Андорра, Азербайджан, Бельгия, Бразилия, Камерун, Чили, Китай, Кипр, Габон, Германия, Гватемала, Венгрия, Индонезия, Казахстан, Лихтенштейн, Монако, Марокко, Нигерия, Филиппины, Португалия, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сингапур, Швейцария, Турция, США.

В настоящий момент в Конвенции не участвуют следующие значимые оффшорные юрисдикции: Багамские острова, Доминика, Маршалловы острова, Панама, Сейшельские острова, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, а также Объединенные Арабские Эмираты и Гонконг.

icon banner global
Корпоративные и налоговые услуги

Обзор ключевых положений Конвенции

В соответствии с Конвенцией стороны (то есть государства или иные территории) оказывают административную помощь друг другу по налоговым делам. Причем такая помощь может включать и меры, предпринимаемые судебными органами.

Административная помощь состоит в:

a) обмене информацией, проведении одновременных налоговых проверок и участии в налоговых проверках за границей;

b) помощи по взиманию налогов, включая принятие обеспечительных мер; и

c) вручении документов.

Виды налогов, на которые распространяется Конвенция

Конвенция применяется:

a) к следующим налогам:

i) налоги на доход или прибыль,

ii) налоги на прирост капитала, которые установлены отдельно от налога на доход и прибыль,

iii) налоги на чистые активы, установленные Стороной; и

b) к следующим налогам:

i) налоги на доход, прибыль, прирост капитала или чистые активы, которые установлены от имени политических подразделений или местных органов власти Стороны,

ii) обязательные взносы на социальную защиту, уплачиваемые центральному правительству, либо учреждениям социальной защиты, созданным в соответствии с публичным правом,

iii) иные виды налогов, за исключением таможенных пошлин, установленных Стороной, а именно:

A. налоги на имущество, наследство или дарение,

B. налоги на недвижимое имущество,

C. общие налоги на потребление, такие как налог на добавленную стоимость или налог с продаж,

D. специальные налоги на товары и услуги, такие как акцизы,

E. налоги на использование или владение автотранспортными средствами,

F. налоги на использование или владение движимым имуществом, иным, чем автотранспортными средствами,

G. любые иные налоги;

iv) категории налогов, указанные выше в подпараграфе iii, установленные от имени политических подразделений или местных органов власти Стороны.

Обмен информацией

Согласно ст. 4 Конвенции “Стороны обмениваются любой информацией, которая предположительно является значимой для администрирования или обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов, на которые распространяется настоящая Конвенция”.

Конвенция предусматривает три возможных механизма обмена налоговой информацией:

  • обмен информацией по запросу;
  • автоматический обмен информацией;
  • спонтанный (произвольный) обмен информацией.

При обмене информацией по запросу (ст. 5 Конвенции), запрашиваемое государство предоставляет запрашивающему государству любую информацию, упомянутую в статье 4, относительно отдельных (то есть конкретных, указанных в запросе) лиц или операций. Если информации, имеющейся в налоговых делах запрашиваемого государства, недостаточно для удовлетворения запроса о предоставлении информации, это государство принимает все необходимые меры для обеспечения запрашивающего государства запрашиваемой информацией.

При автоматическом обмене информацией (ст. 6 Конвенции) две или более стороны могут автоматически обмениваться информацией в зависимости от категорий дел и в соответствии с процедурами, которые определяются по взаимной договоренности этих сторон.

В случае спонтанного обмена информацией (ст. 7 Конвенции) сторона без предварительного запроса направляет другой стороне имеющуюся у нее информацию, если:

a. первая из упомянутых сторон имеет основания полагать, что возможны налоговые потери в другой стороне;

b. лицо, ответственное за уплату налогов, получает снижение размера налога или освобождение от уплаты налога в первой из упомянутых сторон, которое может повлечь увеличение размера налога или налоговой ответственности в другой стороне;

c. торговые сделки между лицом, подлежащим налогообложению в стороне, и лицом, подлежащим налогообложению в другой стороне, проводятся через одну или более стран таким образом, что происходит снижение размера подлежащего уплате налога в одной или в другой стороне, или в обеих;

d. сторона имеет основания полагать, что сохранение размера подлежащего уплате налога может являться следствием искусственного перераспределения прибыли в рамках группы компаний;

e. информация, направленная в первую из упомянутых сторон другой стороной, позволяет получить информацию, которая может являться необходимой для определения размера налоговой ответственности в последней стороне.

Одновременные налоговые проверки и налоговые проверки за рубежом

Одновременные налоговые проверки могут проводиться по договоренности между двумя или более государствами, каждым на своей территории. Проверка осуществляется по налоговым делам лица или лиц, к которым стороны имеют совместный или взаимосвязанный интерес с целью обмена любой необходимой информацией.

По запросу компетентных органов запрашивающего государства компетентные органы запрашиваемого государства могут разрешить представителям компетентных органов запрашивающего государства принимать участие в соответствующей части налоговой проверки в запрашиваемом государстве.

Все решения, касающиеся налоговой проверки, принимаются запрашиваемым государством.

Исполнение налоговых требований и принятие обеспечительных мер

По запросу запрашивающего государства, запрашиваемое государство предпринимает необходимые шаги для исполнения налоговых требований первого из упомянутых государств, как если бы они являлись его собственными налоговыми требованиями (ст. 11 Конвенции).

По запросу запрашивающего государства, запрашиваемое государство в целях взыскания суммы налога принимает обеспечительные меры, даже если соответствующее налоговое требование оспаривается или еще отсутствует документ, позволяющий осуществить его исполнение (ст. 12 Конвенции).

Направление документов

По запросу запрашивающего государства, запрашиваемое государство направляет документы, включая те, которые относятся к судебным решениям, которые исходят от запрашивающего государства и которые относятся к налогу, на который распространяется Конвенция.

Запрашиваемое государство направляет документы:

a. способом, установленным его собственным законодательством для направления подобных документов;

b. по мере возможности, путем использования специального метода, предложенного запрашивающим государством, или метода близкого к нему, применимого для этого по его собственному законодательству.

Сторона может направлять документы прямо через почтовые отделения лицу на территории другой Стороны.

Ограничения обязанности по оказанию помощи

Конвенция не затрагивает права и гарантии, предоставляемые лицам законодательством или административной практикой запрашиваемого государства.

Запрашиваемое государство не обязано:

a. осуществлять меры, противоречащие его собственному законодательству или административной практике или законодательству или административной практике запрашивающего государства;

b. осуществлять меры, противоречащие публичному порядку (ordre public);

c. предоставлять информацию, которую невозможно получить в соответствии с его внутренним законодательством или его административной практикой или в соответствии с законодательством или административной практикой запрашивающего государства;

d. предоставлять информацию, которая могла бы повлечь раскрытие любой торговой, деловой, промышленной, коммерческой или профессиональной тайны или торговых взаимоотношений, или информации, раскрытие которой будет противоречить публичному порядку (ordre public);

e. оказывать административную помощь, в таких случаях и когда оно признает налогообложение в запрашивающем государстве противоречащим общепринятым принципам налогообложения или положениям конвенции об избежании двойного налогообложения или любой иной конвенции, которую запрашиваемое государство заключило с запрашивающим государством;

f. оказывать помощь, если применение настоящей Конвенции приведет к дискриминации частных лиц запрашиваемого государства по отношению к частным лицам запрашиваемого государства в тех же обстоятельствах;

g. оказывать административную помощь, если запрашивающее государство не предприняло всех разумных мер, которые позволяет его законодательство или административная практика, кроме случаев, когда обращение к таким мерам вызовет несоразмерные сложности;

h. оказывать помощь во взимании налогов в тех случаях, когда административная нагрузка для данного государства явно непропорциональна выгодам, которые извлечет запрашивающее государство.

Тайна передаваемой информации

Любая информация, полученная стороной в соответствии с Конвенцией, считается секретной так же, как и информация, полученная в соответствии с национальным законодательством этой стороны, или в соответствии с требованиями секретности, применяющимися в стороне, предоставляющей информацию, если такие условия носят более ограничительный характер.

В любом случае такая информация подлежит раскрытию только лицам или органам власти (включая суды и административные или контрольные органы), занятым исчислением, взиманием или взысканием, судебным преследованием или исполнением по уплате в судебном порядке, или рассмотрением жалоб в отношении, налогов этой Стороны. Только такие лица или вышеупомянутые органы власти могут использовать эту информацию и только для данных целей (ст. 22 Конвенции).

Компетентные органы договаривающихся стран могут взаимодействовать напрямую, а также уполномочить нижестоящие органы взаимодействовать друг с другом от своего имени. Компетентные органы вправе по взаимной договоренности определить режим применения положений Конвенции в отношениях между собой (ст. 24 Конвенции).

Особенности применения Конвенции Российской Федерацией

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию с рядом оговорок и заявлений, касающихся, в частности, перечня налогов, в отношении которых российской стороной будет оказываться помощь другим государствам, и ограничения обязательств РФ по Конвенции по исполнению иностранных налоговых требований и взысканию административных штрафов по налогам (в связи с тем, что в настоящее время в Российской Федерации механизм трансграничного взыскания не способен функционировать в полной мере без внесения соответствующих изменений в законодательство).

Россия оставляет за собой право не оказывать какой-либо помощи в отношении следующих налогов других сторон:

а) налоги на доход, прибыль, прирост капитала или чистые активы, которые установлены от имени административно-территориальных единиц или местных органов власти Стороны (i);

б) обязательные взносы на социальную защиту, уплачиваемые центральному правительству либо учреждениям социальной защиты, созданным в соответствии с публичным правом (ii);

в) иные виды налогов, за исключением таможенных пошлин, установленных Стороной, а именно (iii):

налоги на имущество, полученное в порядке наследования или дарения (А);
налоги на использование или владение движимым имуществом, иным, чем автотранспортные средства (F).

Российская Федерация оставляет за собой право не оказывать помощи по взысканию любого налогового требования или по взысканию административного штрафа для всех видов налогов, на которые распространяется Конвенция.

Также определен перечень российских налогов, на которые будет распространяться Конвенция:

а) налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций (i);

б) налог на имущество организаций (iii, В);

налог на добавленную стоимость (iii, C); 

акцизы (iii, D); 

транспортный налог (iii, Е); 

иные налоги (iii, G): водный налог; налог на добычу полезных ископаемых; специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентная система налогообложения; налог на игорный бизнес; земельный налог, налог на имущество физических лиц (iv).

В качестве российских компетентных органов для целей Конвенции определены:

  • Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее уполномоченные представители;
  • Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) и ее уполномоченные представители.

Оговорки, которые содержит закон о ратификации Конвенции, со временем могут быть сняты полностью или частично.   

Международное налоговое планирование и регистрация зарубежных компаний – подробнее об услуге.

Оцените эту страницу!
[Всего: 0 Средний: 0]
Подпишитесь на нас в социальных сетях
Узнавайте первыми наши новости про международное налогообложение, регистрацию компаний, релокацию и создание бизнеса в различных государствах.

Поделиться этой статьей

Остались вопросы? Свяжитесь с нами сейчас

Прокрутить вверх

Запишитесь на бесплатную консультацию

Цель вводной консультации - познакомить вас с нашими услугами, а также обсудить ваши индивидуальные потребности, связанные с регистрацией (обслуживанием) компании и открытием банковского счета.