Мы работаем!
Время работы: с 10.00 до 19.00 (в пятницу до 18.00). Мы продолжаем обработку текущих заказов и прием новых. Сотрудники доступны по телефону, электронной почте и в онлайн-чате. Если Вы не смогли дозвониться до нужного Вам специалиста, просим оставить заявку на звонок по любым указанным на сайте средствам обратной связи.
Регистрация компаний в различных оффшорных зонах
Улица 1905 года8 (495) 966-15-56

Невский проспект 8 (812) 677-26-64

Ключевые налоговые директивы ЕС: Директива о процентах и роялти

Ключевые налоговые директивы  ЕС: Директива о процентах и роялти

12.02.2020

В новой статье данной серии мы рассмотрим Директиву Совета ЕС 2003/49/EC от 3 июня 2003 года «Об общей системе налогообложения, применяемой к выплатам процентов и роялти между связанными компаниями различных государств-членов» (далее – «Директива»).

Страны Европейского Союза были обязаны имплементировать положения Директивы в своё национальное законодательство до 1 января 2004 года.

Назначение Директивы 

Цель Директивы – обеспечить справедливое налогообложение двух известных разновидностей пассивных доходов (процентов и роялти), одновременно исключая ситуации двойного налогообложения при их трансграничной выплате.

Наряду с прочими налоговыми директивами (в частности, Директивой о материнских и дочерних компаниях), она формирует благоприятный налоговый режим для взаимодействия компаний на рынке внутри ЕС.

Сфера действия

Как следует из названия, Директива регулирует вопросы налогообложения доходов в виде процентов и роялти в случае их выплаты между родственными компаниями из разных стран ЕС.

Наибольшую значимость Директива представляет для европейских компаний, осуществляющих внутригрупповое финансирование, в частности, практикующих между собой международные займы, а равно предоставляющих друг другу права на использование объектов интеллектуальной собственности.

Как видим, область применения Директивы сравнительно узка. Директива не применяется к выплатам между компаниями государств ЕС и компаниями третьих стран (любых стран, не являющихся членами ЕС, в частности, России). Однако, в этих случаях существует возможность использовать двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения в части льгот по налогообложению процентов и роялти (при наличии таких соглашений). 

Для отношений компаний стран ЕС с компаниями Швейцарии, Исландии, Лихтенштейна и Норвегии могут предусматриваться освобождения, аналогичные предусмотренным Директивой.

Более подробно о требованиях, которым должны отвечать компании, претендующие на налоговое освобождение согласно Директиве, будет сказано ниже.

Понятие процентов и роялти

Для целей Директивы под «процентами» понимается доход от долговых требований любого вида, в том числе, доход от ценных бумаг, облигаций и иных долговых обязательств. Простейший пример – проценты по договорам займа.

Термин «роялти» означает платежи любого вида, полученные за использование или предоставление права на использование авторских прав на литературные, художественные или научные произведения, в том числе кинофильмы и программное обеспечение, патентов, товарных знаков, образцов, моделей, планов, секретных формул или процессов, либо за информацию, касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта. Одно из самых распространённых оснований выплат роялти – лицензионные договоры.

Освобождение от налога у источника

Согласно статье 1 Директивы, выплаты процентов или роялти, возникающие в одном государстве ЕС, освобождаются от любых налогов, которыми такие выплаты облагаются в данном государстве (путём удержания у источника выплаты или иным способом), при условии, что бенефициарным собственником (т.е. фактическим получателем) таких процентов или роялти является компания другого государства ЕС.   

Например, роялти, выплачиваемые финской компанией в адрес компании-нерезидента, по общему правилу облагаются в Финляндии по ставке 20%. Однако, если получателем является квалифицированная компания – резидент другой страны ЕС, такие выплаты могут освобождаться от налога у источника в соответствии с Директивой. В случае выплат в адрес компаний из стран, не являющихся членами ЕС, но имеющими с Финляндией соглашение об избежании двойного налогообложения, ставка может быть снижена в соответствии с таким соглашением.

Компании, имеющие право на освобождение

Директивой могут пользоваться только налогооблагаемые коммерческие юридические лица, зарегистрированные в странах ЕС. Такие компании должны одновременно отвечать следующим требованиям:

  • во-первых, компания должна иметь организационно-правовую форму, предусмотренную Приложением к Директиве (в большинстве случаев это компании с ограниченной ответственностью или акционерные общества);
  • во-вторых, компания должна быть налоговым резидентом соответствующего государства ЕС;
  • в-третьих, компания должна подлежать в своём государстве налогообложению корпоративным подоходным налогом (либо эквивалентным налогом) и не должна иметь права на освобождение от него. 

Для правомерного использования освобождения от налога у источника компания-получатель должна быть бенефициарным собственником получаемых ею процентов или роялти. Она признаётся таковым только в случае, если она получает указанные выплаты в своих интересах (к собственной выгоде), не выступая при этом посредником (например, агентом, доверительным собственником или уполномоченным представителем) другого лица.

Требование связанности компаний

Освобождение применяется только если компания-плательщик и компания-получатель являются связанными (ассоциированными, родственными, аффилированными) по отношению друг к другу.

Компания является «связанной» с другой компанией, если:

  1. доля прямого участия первой компании в капитале второй составляет не менее 25%; либо
  2. доля прямого участия второй компании в капитале первой составляет не менее 25%; либо
  3. доля прямого участия третьей компании в капитале как первой, так и второй компании составляет не менее 25%.

Государство источника выплаты вправе не применять освобождение по Директиве, если условия о связанности компаний (источника и получателя выплат) не соблюдаются непрерывно более двух лет.

Постоянные представительства

И плательщиками, и получателями выплат могут выступать не только сами компании ЕС, но и постоянные представительства компаний ЕС (также расположенные в странах ЕС).

Постоянное представительство (для целей Директивы) – это расположенное в государстве ЕС постоянное место деятельности компании другого государства ЕС, через которое такая компания полностью или частично осуществляет свою предпринимательскую деятельность. 

Соответственно, постоянные представительства также вправе пользоваться освобождением от налога у источника согласно Директиве, но при соблюдении следующих условий.

Чтобы постоянное представительство рассматривалось как получатель процентов или роялти, необходимо, чтобы 1) долговые требования или интеллектуальные права, по которым выплачиваются проценты или роялти, непосредственно относились к такому постоянному представительству, и 2) доход в виде процентов или роялти являлся для такого постоянного представительства объектом налогообложения корпоративным подоходным налогом (либо его эквивалентом) в стране, где оно расположено.

Чтобы постоянное представительство рассматривалось как плательщик процентов или роялти, такие выплаты должны относиться к подлежащим вычету расходам данного постоянного представительства.   

Проверка соблюдения условий для использования Директивы

Государство источника выплаты вправе осуществлять предварительную проверку соблюдения условий применения освобождения от налога в отношении каждого контракта, предусматривающего выплаты процентов или роялти, включая следующую информацию:

  • наличие налогового резидентства компании-получателя в государстве ЕС либо факт существования постоянного представительства (если получателем выступает постоянное представительство);
  • наличие у компании-получателя статуса бенефициарного собственника выплат (т.е. фактического права на такие выплаты) либо наличие условий, при которых получателем дохода считается постоянное представительство;
  • наличие налогообложения доходов компании-получателя в стране её резидентства;
  • наличие минимальной доли участия, необходимой для соблюдения требования о связанности компаний;
  • соблюдение срока, в течение которого должна поддерживаться указанная доля участия. 

Помимо этого, налоговые органы государства источника выплаты вправе запрашивать и само юридическое основание платежей (например, договоры займа или лицензионные соглашения).

Если компания-получатель перестала отвечать условиям для применения освобождения, она обязана незамедлительно сообщить об этом компании-плательщику.

Когда в освобождении могут отказать

Директива предусматривает случаи, в которых государство источника выплаты не обязано предоставлять освобождение от налога.

Во-первых, это случаи, касающиеся специфических долговых инструментов, природа которых делает освобождение по Директиве необоснованным. К ним относятся:

  1. платежи, рассматриваемые по законодательству государства источника выплаты как распределение прибыли или как возврат капитала;
  2. платежи по долговым требованиям, предусматривающим право на участие в прибыли должника;
  3. платежи по долговым требованиям, предусматривающим право кредитора заменить своё право на проценты на право на участие в прибыли должника;
  4. платежи по долговым требованиям, не предусматривающим возврат основной суммы долга или предусматривающим такой возврат более чем через 50 лет после даты их выпуска.

Во-вторых, если по причине особых отношений между плательщиком и получателем процентов или роялти, сумма таких процентов или роялти превышает сумму, которая была бы согласована между ними при отсутствии таких отношений, положения Директивы будут применяться только к последней сумме.

Здесь речь идёт о ситуациях явного отклонения ценовых параметров сделки между связанными компаниями от рыночных. Поэтому освобождению от налога у источника могут подлежать выплаты только в той части, которая имела бы место при отсутствии таких особых отношений между сторонами (принцип «вытянутой руки»).

Наконец, Директива прямо предусматривает, что в сделках, основной целью (или одной из основных целей) которых является уклонение от уплаты налогов, обход налогов или злоупотребление правом, государство вправе аннулировать предоставленные Директивой преимущества или отказать в её применении. Для этого могут применяться как имеющиеся внутринациональные, так и международно-правовые нормы в указанной сфере.

Налогообложение в государстве получателя дохода

Директива не запрещает государствам ЕС, в которых расположены компании-получатели, облагать налогом процентный доход или роялти, полученные такими компаниями. В большинстве случаев они будут подлежать налогообложению в составе налоговой базы получателя по корпоративному подоходному налогу (налогу на прибыль).

Данный подход согласуется с принципом, реализованным в статьях 11 и 12 Модельной конвенции ОЭСР о налогах на доходы и капитал. В отношении процентов Модельная конвенция допускает налогообложение в государстве как источника (по сниженной ставке), так и получателя выплаты. В отношении роялти налогообложение допускается только в государстве получателя.

Соответственно, чтобы узнать, как полученные проценты или роялти будут облагаться в государстве получателя, необходимо смотреть налоговое законодательство такого государства ЕС.  

Резюме

  • Цель Директивы ЕС о процентах и роялти – исключить двойное налогообложение выплат данных видов дохода между связанными компаниями – резидентами стран ЕС.
  • Выплаты процентов или роялти компанией одной страны ЕС в адрес компании другой страны ЕС освобождаются от налога в стране источника выплаты, но не освобождаются от налогообложения в стране получателя.
  • Для правомерного применения Директивы необходимо соблюдение условий, касающихся, во-первых, статуса компаний, между которыми осуществляются выплаты, и, во-вторых, характера сделок, в рамках которых происходят такие выплаты.
  • В частности, применение Директивы может быть исключено или ограничено для гибридных займов, при нерыночном размере выплат либо в случае выявления схемы уклонения от налогов.   

Теги: двойное налогообложение, Евросоюз

Все материалы

(0)

Сейшелы
от 650 $

Белиз
от 1100 $

BVI
от 1850 $

Латвия
от 500 €

Ирландия
от 1250 €

Кипр
от 2000 €

Гонконг
от 1900 $
 
Канада 
от 1680 $

Другие
от 800 $
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время. Юридические и бухгалтерские консультации являются платными. Информацию о стоимости услуги мы напишем в ответ на Ваше сообщение.
Выберите офис для обращения*
Имя*
Е-mail*
Телефон (не обязательно)
Ваше сообщение*
Сайт Сайт
Страница Страница
Реферер Реферер
IP IP
Город Город
UserAgent UserAgent
utm_source utm_source
utm_medium utm_medium
utm_campaign utm_campaign
utm_content utm_content
utm_term utm_term
Все параметры Все параметры
Защита от спама, отметьте пункт ниже:*

* - Поля, обязательные для заполнения

Оставить заявку