fbpx

Сингапур – офшор или нет?

Сингапур – офшор или нет?

Сингапур – популярная и одновременно престижная азиатская юрисдикция, крупный международный финансовый центр, привлекательный для инвесторов и транснациональных компаний. Сингапур характеризуется исключительно комфортной регулятивной средой для бизнеса, занимая 2-е место в мировом рейтинге Doing Business 2017 по версии Всемирного банка.

Сингапур часто называют офшором, хотя он таковым и не является. В отличие, например, от Гонконга, Сингапур является независимым государством, самостоятельно определяющим все аспекты своей политики, включая инвестиционный и фискальный режим. Экономика страны носит высокотехнологичный и экспортно-ориентированный характер. Сингапур отсутствует в пресловутых «чёрных списках» офшоров, имеет современное и стабильное налоговое законодательство, предусматривающее невысокие, но отнюдь не нулевые налоги. И в международном сотрудничестве в налоговой сфере Сингапур невозможно назвать аутсайдером. Наконец, это государство – член Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). Откуда же у Сингапура возник «офшорный» имидж?

Налоги и налоговые льготы

Первая наиболее очевидная причина – территориальный принцип налогообложения. Он заключается в том, что налогообложению в Сингапуре подлежат только те доходы компании, которые были полученные на территории Сингапура или от сингапурских источников, а также зарубежные доходы, которые были переведены на банковские счета в Сингапуре. Прибыль, полученная компанией за пределами Сингапура, не облагается налогом.

Следующий значимый в этой связи признак Сингапура – это наличие различных налоговых льгот и освобождений.

В Сингапуре, в отличие от офшоров, существует корпоративное налогообложение – ставка корпоративного налога с 2010 года составляет 17 процентов. При этом 75 процентов от первых 10 000 сингапурских долларов (SGD) налогооблагаемого дохода компании, а также 50 процентов от следующих 290 000 SGD освобождаются от налога.

«Освобожденные частные компании» (Exempt Private Companies) – один из наиболее популярных типов организации бизнеса в Сингапуре – могут быть (при соблюдении определённых условий) освобождены от налогообложения первых 100 000 SGD, и 50 процентов от следующих 200 000 SGD своего налогооблагаемого дохода на протяжении первых трёх отчётных лет.

Дивиденды, полученные от иностранных компаний и перечисленные в Сингапур, освобождаются от налога в Сингапуре, если они были получены сингапурской резидентной компанией из юрисдикции с базовой налоговой ставкой не менее 15% в соответствующем году, и подверглись налогообложению в такой иностранной юрисдикции.

С дивидендов, выплачиваемых сингапурскими компаниями, налог у источника в Сингапуре не удерживается. Налог у источника при выплате процентных доходов составляет 15%, при выплате лицензионных платежей (роялти) – 10% (если иные – пониженные или нулевые – ставки не установлены соглашениями об избежании двойного налогообложения).

Также в Сингапуре на протяжении длительного времени существуют отдельные преференциальные налоговые режимы (напр., для штаб-квартир, компаний финансового сектора, судоходных компаний и др.), однако все они официально и на международном уровне признаны соответствующими международным стандартам борьбы с избежанием корпоративного налогообложения. Согласно Отчету ОЭСР «Вредные налоговые практики: Отчет 2017 года о прогрессе в отношении преференциальных режимов», все имеющиеся в Сингапуре специальные налоговые режимы признаны «не вредными» (“not harmful”). Условием их применения является реальная экономическая деятельность и эффективное присутствие компаний в Сингапуре.

Подоходный налог – не единственный корпоративный налог в Сингапуре: также существуют налог на товары и услуги (GST) – аналог налога на добавленную стоимость, гербовый сбор и налог на имущество.

Итак, ни территориальный принцип налогообложения, ни развитая система налоговых льгот, ни преференциальные режимы не делают Сингапур безналоговой зоной.

Далее обозначим ещё несколько ключевых характеристик сингапурской юрисдикции, принципиально исключающих её статус как «офшора» или «налоговой гавани».

icon banner global
Корпоративные и налоговые услуги

Соглашения об избежании двойного налогообложения

Сингапур заключил соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) более чем с 80 юрисдикциями (включая Россию, ряд стран СНГ, Европы, Азии и США). Например, с 1 января 2017 года начала применяться новая редакция 2015 г. Соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Сингапуром от 9 сентября 2002 г. Столь широкая сеть налоговых соглашений (включающих, в том числе, и механизмы правовой помощи по налоговым делам) в принципе не свойственна офшорным юрисдикциям.

Не следует забывать, что применение механизмов устранения двойного налогообложения, льгот и освобождений, предоставляемых такими соглашениями, доступно только компаниям – резидентам договаривающихся стран. Для Сингапура – это компании, управление и контроль над которыми (то есть по факту – принятие решений директорами) осуществляется в Сингапуре. Факт инкорпорации в Сингапуре не является решающим при определении налогового резидентства компании для целей СИДН.

«Чёрные списки»

Сингапур отсутствует в «чёрных списках» офшоров России и большинства других стран. В частности, его нет в утверждённом Минфином России перечне офшорных зон от 13.11.2007 № 108н, как и в ежегодно обновляемом ФНС России перечне стран, не осуществляющих с Россией обмен налоговой информаций.

Это означает, что для целей российского налогового законодательства Сингапур офшором не признаётся, а ограничения, предусмотренные российским законодательством для сделок с офшорами и для самих офшоров из «чёрных списков», к сингапурским компаниями не применяются. В то же время, на налоговых резидентов РФ – владельцев сингапурских компаний (как и любых иностранных), распространяются все обязанности, предусмотренные главой 3.4 НК РФ («Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица»).

Кроме того, Сингапур отсутствует и в опубликованном Европейским Союзом в конце 2017 года списке «несотрудничающих налоговых юрисдикций», получившем в прессе название «чёрный список офшоров ЕС», а равно и в большинстве национальных списков офшоров стран ЕС.

Участие в автоматическом обмене

Сингапур является подписантом MCAA CRS (многостороннего соглашения об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах) и вступает в практическую фазу обмена в сентябре 2018 года.

По данным портала ОЭСР на январь 2018 года Сингапур готов направлять информацию в порядке автоматического обмена в компетентные органы 51 страны, включая Россию. Это означает, что данные о сингапурских счетах налоговых резидентов РФ и контролируемых ими сингапурских компаний с преимущественно пассивными доходами могут начать поступать в Россию на автоматической основе уже с 2018 года.

Реестр бенефициаров

Ещё одной мерой в рамках глобального тренда деофшоризации, в которой участвует и Сингапур, стал пакет законодательных изменений, касающихся раскрытия бенефициарных владельцев компаний.

31 марта 2017 года вступило в силу законодательное требование к сингапурским компаниям о ведении реестров своих

  • «контролёров» (registrable controllers), иными словами – конечных бенефициаров; и
  • номинальных директоров (причём в последнем случае требуется также указание лиц, по поручению которых номинальный директор занимает свою позицию в компании).

Данные реестры не будут публично доступны. Доступ к содержащимся в них сведениям будут иметь только должностные лица госрегулятора (ACRA) и, в случае необходимости, иные компетентные органы Сингапура. Несоблюдение требований вести указанные реестры влечёт штрафы в размере до 5 000 SGD.

Отчётность и аудит

Сингапурские компании обязаны вести и хранить финансовую документацию, готовить и сдавать финансовую отчетность и, по общему правилу, осуществлять её аудит.

Однако, для «малых» компаний предусмотрено освобождение от аудита финансовой отчетности, что является широко распространённой в мире практикой. Под «малыми» компаниями понимаются частные компании, которые на протяжении двух последовательных финансовых лет отвечают не менее двум из следующих трёх критериев: общий годовой доход – не более 10 млн. долларов США; совокупные активы стоимостью не более 10 млн. долларов США; количество сотрудников – не более 50 человек.

В то же время, ведение бухгалтерского учета, составление и сдача финансовой отчетности обязательны в любом случае.

Сингапур – не офшор

Таким образом, оснований считать Сингапур «офшорной зоной» ещё меньше, чем в отношении Гонконга. Если же быть точнее, то их практически нет. Поэтому выбор Сингапура может стать удачным решением при организации реального субстантивного бизнеса (особенно для работы со азиатскими странами), пусть более дорогого в администрировании, но в то же время эффективного в налоговом отношении.

Оцените эту страницу!
[Всего: 4 Средний: 4.5]
Подпишитесь на нас в социальных сетях
Узнавайте первыми наши новости про международное налогообложение, регистрацию компаний, релокацию и создание бизнеса в различных государствах.

Поделиться этой статьей

Остались вопросы? Свяжитесь с нами сейчас

Прокрутить вверх

Запишитесь на бесплатную консультацию

Цель вводной консультации - познакомить вас с нашими услугами, а также обсудить ваши индивидуальные потребности, связанные с регистрацией (обслуживанием) компании и открытием банковского счета.