fbpx

Второе (множественное) гражданство: правовые вопросы

Второе (множественное) гражданство: правовые вопросы

Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с определенным государством. Согласно статье 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., каждый человек имеет право на гражданство, и никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство. Конституция Российской Федерации (часть 3 статьи 6) также запрещает лишение гражданина Российской Федерации своего гражданства или права изменить его.

В современном мире индивиды (в зависимости от страны проживания) пользуются относительной свободой в решении вопросов своего гражданства. Гражданин одного государства, при определенных условиях, может получить и гражданство другого государства, сохранив при этом свое первое гражданство, либо отказавшись от него. Государства, в свою очередь, в рамках своих суверенных прерогатив самостоятельно определяют политику предоставления своего гражданства, устанавливая для претендентов соответствующие требования и ограничения.

Отличие «второго» гражданства от «двойного» гражданства

Гражданин РФ может получить второе гражданство. Право на второе (множественное) гражданство вытекает из положений Конституции РФ (статьи 6 и 62).

Согласно статье 62, «гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Формулировка «не умаляет прав и свобод» означает, что в отношении граждан РФ, имеющих также и иностранное гражданство, Российская Федерация не должна каким-либо образом ограничивать объем их прав и свобод или снижать уровень их защиты (тем не менее, граждане России, имеющие также иностранное гражданство, на сегодняшний день лишены права быть избранными и доступа к государственной службе).

В статье 62 Конституции РФ не проводится различия между наличием гражданства иностранного государства и «двойным гражданством» как особым правовым состоянием (последнее приводится в скобках как определение или синоним первого). Указанная смысловая и юридико-техническая неточность, к сожалению, характерна и для Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (далее – Закон о гражданстве), который под «двойным гражданством» понимает как раз то, чем фактически является «второе» или «множественное гражданство, а именно – «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства» (абзац 4 статьи 3). Поэтому для целей настоящей статьи мы предлагаем разграничивать данные понятия следующим образом.

Второе (множественное) гражданство – это обладание одним и тем же лицом одновременно гражданством двух (или более) государств. При этом два гражданства, которые имеет лицо, никак не влияют друг на друга, и каждое государство рассматривает такое лицо только как своего гражданина.

Для двойного гражданства (в строгом юридическом смысле слова) характерна несколько иная ситуация: здесь лицо также обладает одновременно гражданством двух государств, но при этом оба эти государства официально признают за своими гражданами возможность одновременно обладать двумя гражданствами и считаются с юридическими последствиями такого обладания, урегулировав между собой (посредством международного договора) спорные вопросы, неизбежно возникающие в таких случаях. Поэтому двойное гражданство – это достаточно редкое явление, и большинством государств оно не поощряется.

Согласно статье 6 Закона о гражданстве, гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом (п. 1 ст. 6). Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства РФ (п. 2 ст. 6).

Таким образом, гражданин РФ, имеющий также гражданство иностранного государства, «по умолчанию» рассматривается в России только как гражданин РФ. Это означает, что отношения такого гражданина с Российской Федерацией регулируются только российским законодательством, а наличие у него иностранного гражданства не принимается во внимание (за исключением реализации пассивного избирательного права и поступления на государственную службу).

Лишь в случаях, предусмотренных международным договором РФ или федеральным законом, Российская Федерация будет исходить из «двойственного» статуса своего гражданина, обусловленного наличием у него иного гражданства. На практике такая ситуация возможна только при наличии международного договора РФ, поскольку урегулирование таких вопросов только на уровне федерального закона носило бы односторонний характер и порождало бы трудноразрешимые ситуации.

На сегодняшний день действует единственный международный договор РФ такого рода – это Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 7 сентября 1995 года. Ранее также существовало Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства от 23 декабря 1993 г., однако, согласно официальному сообщению МИД России от 18 мая 2015 года, оно прекратило своё действие.

icon banner global
Корпоративные и налоговые услуги

Обязанность по уведомлению ФМС России о наличии второго гражданства

Государства, предоставляющие гражданам других стран своё гражданство, не уведомляют об этом официальные власти этих других стран. Однако, в России такая обязанность с недавнего времени (с 4 августа 2014 года) возложена на самих граждан РФ, получивших второе гражданство.

Гражданин РФ (за исключением граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган Федеральной миграционной службы РФ (ФМС России) по месту жительства данного гражданина в пределах РФ (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах РФ, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах РФ – по месту его фактического нахождения в РФ) в течение 60 дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (пункт 3 статьи 6 Закона о гражданстве). Если гражданин не подал такое уведомление в установленный срок в связи с нахождением за пределами РФ, он обязан подать уведомление не позднее 30 дней со дня въезда в Россию.

За граждан РФ, не достигших 18 лет либо ограниченных в дееспособности (кроме граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом), уведомление о наличии иного гражданства обязаны в те же сроки подать их законные представители.

Подача уведомления гражданином или законным представителем осуществляется лично, либо уполномоченным представителем, либо в установленном порядке почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи (при предъявлении подающим уведомление лицом удостоверения личности).

В уведомлении, в частности, указываются наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства; дата и основание приобретения иного гражданства. К уведомлению прилагается копия имеющегося у гражданина РФ паспорта иностранного государства (нотариальное заверение и перевод не требуются), а также копия паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории РФ. В случае подачи уведомления уполномоченным представителем, к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством РФ о нотариате, и копия паспорта уполномоченного представителя.

Форма и порядок подачи уведомлений о наличии у гражданина РФ иного гражданства либо вида на жительство утверждены Приказом ФМС России от 28.07.2014 № 450. Подтверждением исполнения гражданином данной обязанности будет являться отрывная часть бланка уведомления с отметкой органа ФМС России о его принятии.

В случае приобретения гражданином РФ каждого следующего гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление.

От обязанности по уведомлению о втором гражданстве или ВНЖ освобождаются граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ. Однако, что следует понимать под «постоянным проживанием за пределами РФ» ни законом, ни иными нормативными актами не установлено.

В этой связи правоприменитель, скорее всего, будет исходить из того, что граждане РФ, которые живут в основном за рубежом и лишь время от времени приезжают в Россию, особенно, в случае, когда в России у них сохраняется регистрация по месту жительства, все равно обязаны подавать уведомление о наличии иного гражданства или ВНЖ. Регистрация гражданина РФ по месту жительства («прописка») в России означает фиксацию органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина РФ и о его нахождении в данном месте жительства. Поэтому граждане, зарегистрированные по месту жительства в России, не могут считаться постоянно проживающими за пределами РФ.

Ответственность за неуведомление о наличии второго гражданства

Рассмотренная выше обязанность граждан РФ подкреплена мерами как административной, так и уголовной ответственности (приводимое ниже законодательство актуально по состоянию на ноябрь 2015 года).

Административная ответственность
Состав административного правонарушенияАдминистративное наказаниеОрган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях
Статья 19.8.3 КоАП РФ Нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации уведомления о наличии у гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений.Наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.ФМС России (статья 23.67 КоАП РФ). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени ФМС России вправе: 1) руководитель ФМС России, его заместители; 2) руководители территориальных органов ФМС России, их заместители; 3) руководители структурных подразделений территориальных органов ФМС России, их заместители.
Уголовная ответственность
Состав преступленияНаказаниеПодследственность
Статья 330.2 УК РФ * Неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации обязанности по подаче в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве. * Относится к преступлениям небольшой тяжести (ч. 2 ст. 15 УК РФ).Наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета РФ (подпункт «а» пункта 1 части 2 статьи 151 УПК РФ).

В качестве обоснования таких мер в пояснительной записке к законопроекту приводилось мнение о том, что в связи с наличием у гражданина РФ политико-правовой связи с иностранным государством, «значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается». Кроме того, по мнению инициаторов законопроекта, «волеизъявление такого лица может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству». Однако, никаких пояснений относительно того, каким образом данную проблему решает введение вышеназванных обязанностей и ответственности (а также в каких целях будет использоваться формируемая база данных лиц с двумя (или более) гражданствами и обладателей иностранных ВНЖ), ни в пояснительной записке, ни в самом законе, не содержится.

Использование гражданином РФ второго паспорта

Документом, подтверждающим наличие у гражданина РФ иностранного гражданства, является его паспорт, выданный компетентными органами соответствующего иностранного государства. Но поскольку Российская Федерация в этом случае продолжает рассматривать данное лицо исключительно как гражданина РФ, наличие второго паспорта при вступлении в различные правоотношения на территории РФ не принимается во внимание (за исключением ограничений, которые будут перечислены ниже). Пользуясь в России государственными и муниципальными услугами, обращаясь в российские органы власти и управления, гражданин должен использовать российский паспорт. Въезд в Россию и выезд из нее граждане РФ осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина РФ за пределами территории РФ (то есть по российскому загранпаспорту).

При этом второй (иностранный) паспорт может свободно использоваться гражданином РФ как в стране, его выдавшей, так и в любых иных странах помимо России.

Гражданин РФ может использовать свой второй паспорт, выданный страной, с которой у России действует визовый режим, в качестве подтверждения права на въезд в данную страну. В этом случае он выезжает из России по российскому загранпаспорту без соответствующей визы. Если такой гражданин не уведомлял ФМС России о наличии второго гражданства, он рискует быть привлеченным к установленной законом ответственности в случае, если данное обстоятельство будет установлено при пограничном контроле в России (при условии, что на подразделения пограничного контроля будет возложена такая функция).

Ограничения, связанные со вторым гражданством

Получив (или планируя получить) иностранный паспорт, гражданин России должен быть готов к ряду ограничений, предусмотренных для таких лиц российским законодательством. В основном они касаются права быть избранным в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, доступа к государственной гражданской службе и службе в правоохранительных органах.

Граждане РФ, имеющие также гражданство иностранного государства

  • не имеют права быть избранными (Президентом РФ, депутатами Государственной Думы, высшим должностным лицом субъекта РФ, депутатами законодательного органа субъекта РФ, депутатами муниципальных советов);
  • не могут быть наделены полномочиями члена Совет Федерации;
  • не могут быть назначены Председателем Правительства РФ, его заместителями и федеральными министрами;
  • не могут быть назначены Секретарем Совета Безопасности РФ, постоянными членами и членами Совета Безопасности РФ;
  • не могут быть приняты на государственную гражданскую службу и находится на такой службе;
  • не могут быть судьями;
  • не могут быть приняты на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе;
  • не могут быть приняты на службу в Следственный комитет РФ;
  • не могут быть сотрудниками органов федеральной службы безопасности;
  • не могут быть приняты на службу в органы внутренних дел и находиться на указанной службе;
  • не могут быть членами Общественной палаты РФ;
  • не вправе выступать учредителями телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм.

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (статья 21 Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1). Соответствующий порядок утверждён Постановлением Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003.

Второе гражданство и воинская обязанность

Приобретение второго гражданства не влияет на воинскую обязанность гражданина РФ (если иное не предусмотрено международным договором об урегулировании вопросов двойного гражданства).

Граждане, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранные граждане могут служить в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях (под последними понимаются инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования МЧС России).

Однако, такие граждане не могут проходить военную службу во внутренних войсках МВД России, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (это следует из определения военной службы, содержащегося в части 1 статьи 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

До 1 августа 2013 года граждане, прошедшие военную службу в другом государстве, освобождались от призыва на военную службу в России. В настоящее время к данному основанию добавлена существенная оговорка, фактически его отменяющая: такая возможность теперь существует только в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (подп. «г» части 1 статьи 23).

Второе гражданство и налоговое резидентство

При определении налоговой обязанности физического лица его гражданство не является значимым фактором. Получение гражданином РФ второго гражданства само по себе не влечет изменение его статуса налогового резидента РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в России не прерывается на периоды его выезда за пределы территории России для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья. При этом НК РФ не содержит требований о непрерывности течения указанных 183 дней.

Статус налогового резидента или нерезидента РФ определяется только на основании вышеуказанного критерия («правило 183 дней»), вне зависимости от гражданства физического лица или иных признаков.

Таким образом, чтобы признаваться налоговым резидентом РФ, физическое лицо должно фактически находиться в РФ в совокупности (но не обязательно непрерывно) не менее 183 дней (то есть 183 дня или более) в течение 12 следующих подряд месяцев. Соответственно, физическое лицо перестает быть налоговым резидентом РФ, если в течение 12 следующих подряд месяцев оно фактически находится в РФ суммарно менее 183 дней (то есть от 0 до 182 дней включительно).

Второе гражданство и валютное резидентство

Получение гражданином РФ второго гражданства также само по себе не влечет изменение его статуса валютного резидента РФ и вытекающих из него обязанностей и ограничений для резидентов РФ, установленных Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Определение «резидента» для целей валютного законодательства отличается от определения налогового резидента. Валютными резидентами РФ, по общему правилу, являются граждане РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее 1 года, в том числе на основании вида на жительство (либо временно пребывающих там не менее 1 года на основании рабочей или учебной визы). Также валютными резидентами являются иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ.

Таким образом, гражданин РФ утрачивает статус валютного резидента РФ лишь по прошествии 1 года постоянного проживания в иностранном государстве, причем такое проживание должно быть непрерывным (что подтверждается позицией Росфиннадзора и ФНС России – см. Письмо ФНС России от 14 августа 2015 г. № АС-17-2/112@).

Способы получения иностранного гражданства

В большинстве государств «стандартный» способ получения гражданства подразумевает прохождение многоэтапной и длительной по времени процедуры. Обычно она включает получение вида на жительство (сначала временного, затем постоянного), проживание в данной стране в течение определенного времени, а затем, в случае удовлетворения требованиям, предъявляемым местным законодательством, приём в гражданство (натурализацию).

Условиями приема в гражданство обычно являются постоянное проживание в стране в течение определенного количества лет, необходимый уровень владения государственным языком, знание основ законодательства принимающей страны, наличие легального источника средств к существованию и т.п. В определенных случаях может предусматриваться упрощённая процедура приёма в гражданство.

Намного реже встречается способ, получивший условное название «гражданство за инвестиции» или «экономическое гражданство». Такое гражданство может быть не связано с эмиграцией. В данном случае для того, чтобы оформить второе гражданство, от заявителя требуется вложение в экономику государства средств в определённом законом размере. Способ вложения может быть различным – чаще всего это прямая дотация в правительственный фонд или инвестиция в одобренные правительством объекты недвижимости на определённую сумму.

Соискатель, чей капитал имеет подтверждённое легальное происхождение, и чья биография не вызовет вопросов у местных компетентных органов (в частности, не должно быть судимостей, предоставления о себе заведомо ложных сведений и пр., что выясняется в ходе специальной проверки), вправе рассчитывать на получение паспорта данного государства.

Гражданство за инвестиции

Среди государств, предлагающих в настоящее время гражданство за инвестиции, можно назвать такие страны, как Федерация Сент-Китс и Невис (Сент-Кристофер и Невис), Антигуа и Барбуда, Содружество Доминики, Гренада. В ближайшее время к их числу может присоединиться Сент-Люсия. Все названные страны Карибского региона имеют собственные законодательно утверждённые программы предоставления гражданства за инвестиции, у каждой из которых есть свои особенности, преимущества и недостатки. Но в целом для гражданства данных стран характерно следующее.

Прежде всего, гражданство за инвестиции – это полноценное и юридически действительное гражданство, его оформление происходит в рамках официальной процедуры, предусмотренной законом. По своему статусу оно ничем не отличается от гражданства, полученного по иным основаниям (по рождению или в результате натурализации). Соискателю выдается обычный национальный паспорт единого образца.

Во-вторых, это возможность получить иностранное гражданство единовременно (то есть минуя такие промежуточные стадии, как вид на жительство) и бессрочно (полученное гражданство не потребуется подтверждать или продлевать, как в случае с ВНЖ; замене подлежит лишь сам паспорт по истечении срока его действия).

В-третьих, сроки рассмотрения заявления о принятии в гражданство в упомянутых странах измеряются месяцами, но никак не годами или десятилетиями, что имеет место при классических процедурах натурализации в развитых странах.

В-четвёртых, одновременно с заявителями гражданство могут получить их супруги, дети и родители (сумма инвестиции при этом увеличивается, но не так, как если бы они были самостоятельными заявителями).

В-пятых, от граждан указанных стран не требуется проживать на их территории (исключение – Антигуа и Барбуда, где требуется прожить минимум 5 дней на семью в течение 5 летнего периода после получения гражданства).

В-шестых, наличие паспорта любого из названных государств даёт возможность безвизовых путешествий в более чем 100 стран мира, в том числе, страны Шенгенского соглашения и Британского Содружества, что обеспечивает большую (в дополнение к первому паспорту) свободу передвижения и расширяет возможности для бизнеса и отдыха.

Наконец, гражданство за инвестиции, будучи обычным гражданством, предоставляет его обладателю все права и свободы, предусмотренные законами выдавшей паспорт страны, право свободного въезда и проживания на территории данной страны, возможность трудоустройства, осуществления предпринимательской деятельности, приобретения движимого и недвижимого имущества, открытия банковских счетов и др.

Таким образом, обдумывая решение о приобретении второго гражданства, важно принять во внимание не только преимущества и перспективы обладания вторым паспортом, но и все правовые последствия такого шага. Для этого рекомендуется заранее выяснить, с какими дополнительными обязанностями может быть сопряжено получение иностранного гражданства и с какими законодательными ограничениями в своей стране может столкнуться человек, получивший иностранный паспорт, но сохранивший при этом изначальное гражданство.  

Оцените эту страницу!
[Всего: 9 Средний: 4.7]
Подпишитесь на нас в социальных сетях
Узнавайте первыми наши новости про международное налогообложение, регистрацию компаний, релокацию и создание бизнеса в различных государствах.

Поделиться этой статьей

Остались вопросы? Свяжитесь с нами сейчас

Прокрутить вверх

Запишитесь на бесплатную консультацию

Цель вводной консультации - познакомить вас с нашими услугами, а также обсудить ваши индивидуальные потребности, связанные с регистрацией (обслуживанием) компании и открытием банковского счета.