Регистрация компаний в различных оффшорных зонах
Улица 1905 года8 (495) 966-15-56

Невский проспект 8 (812) 677-26-64

Принятие законопроектов о продлении амнистии капиталов

Принятие законопроектов о продлении амнистии капиталов

20.05.2019

16 мая 2019 г. Государственная Дума утвердила в третьем, окончательном чтении, несколько законопроектов о проведении очередного этапа амнистии капиталов. Данный механизм предусматривает освобождение от некоторых видов налоговой, административной и уголовной ответственности за отдельные виды правонарушений, связанных с имуществом, контролируемыми иностранными компаниями и зарубежными банковскими счетами физических лиц-резидентов РФ.

Освобождение от ответственности за определенные виды правонарушений предусмотрено Федеральным законом от 08.06.2015 N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и возможно в случае декларирования имущества (недвижимости, транспортных средств, акций и иных ценных бумаг российских и иностранных организаций), контролируемых иностранных компаний (далее – КИК) и банковских счетов физическими лицами-резидентами РФ.

Декларирование осуществляется посредством представления специальной декларации по утвержденной форме в любой налоговый орган в РФ по выбору декларанта. Прием деклараций проводился ранее на двух этапах, и будет возобновлен в ходе третьего этапа декларирования:

  • С 1 июля 2015 г. по 30 июня 2016 г.
  • С 1 марта 2018 г. по 28 февраля 2019 г.
  • С1 июня 2019 г. по 29 февраля 2020 г.

Проведение третьего этапа амнистии капиталов регламентируется следующими законопроектами:

  1. законопроект «О внесении изменений в закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;
  2. законопроект «О внесении изменений в статьи 45 и 217 НК РФ (в связи с принятием Федерального закона о продлении срока «амнистии капитала»);
  3. законопроект «О внесении изменения в статью 76.1 Уголовного кодекса РФ»;
  4. законопроект «О внесении изменения статью 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях».

Гарантии, предоставляемые в рамках амнистии капиталов

Как и прежде, в рамках амнистии капиталов возможно освобождение физических лиц от ответственности за следующие виды правонарушений:

Уголовная Административная Налоговая
  1. Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств (ст. 193 Уголовного кодекса РФ, далее – УК РФ);
  2. Уклонение от уплаты таможенных платежей (ч. 1 и 2 ст. 194 УК РФ);
  3. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ);
  4. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ);
  5. Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ);
  6. Сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).
  1. За нарушения валютного законодательства РФ:
    1. Непредставление уведомлений об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов физических лиц в банках за пределами территории РФ (п. 2 и 2.1 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее – КоАП РФ);
    2. Непредставление отчетов о движении денежных средств по счетам физических лиц в банках за пределами территории РФ (п. 6.1, 6.2, 6.3 и 6.5 ст. 15.25 КоАП РФ);
    3. Совершение незаконных валютных операций с использованием счетов физических лиц в банках за пределами территории РФ (п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).
  2. Иные административные правонарушения:
    1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ);
    2. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов (ст. 15.1. КоАП РФ);
    3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 15.3 КоАП РФ);
    4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4 КоАП РФ);
    5. Нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ);
    6. Непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ);
    7. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ)
Все налоговые правонарушения, предусмотренные главой 16 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и связанные с декларируемым имуществом, имущественными правами, счетами и вкладами в банках, а также КИК. В их числе:
  1. Непредставление уведомлений об участии в иностранных организациях и уведомлений о КИК (п. 1 и 2 ст. 129.6 НК РФ);
  2. Непредставление финансовой отчетности КИК и аудиторского заключения (п. 1.1 ст. 126 НК РФ).

Условия применения гарантий

Освобождение от ответственности за перечисленные правонарушения применяется при одновременном соблюдении следующих условий:

  • Совершение амнистируемого деяния произошло до 1 января 2019 г. При совершении незаконных валютных операций освобождение от ответственности возможно для деяний, имевших место до даты представления специальной декларации (не обязательно до 1 января 2019 г.) и связанных с открытыми до 1 января 2019 г. счетами в банках за пределами территории РФ.
  • На дату представления специальной декларации не было начато производство по делу о соответствующем правонарушении.
  • На дату подачи специальной декларации:

- в случае декларирования иностранных организаций или КИК, участником (акционером) или контролирующим лицом которых являлся декларант, была осуществлена их регистрация в качестве международных компаний в порядке редомициляции в специальные административные районы (САР) в РФ;

- в случае декларирования счетов в банках за пределами территории РФ денежные средства, размещенные на счетах декларанта в таких банках за пределами территории РФ, были переведены на счета декларанта в российских банках.

Помимо этого, в рамках амнистии капиталов устанавливаются две налоговых гарантии:

  • Запрет на взыскание налога с физического лица. В первую очередь это касается налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), но также данная гарантия может распространяться на иные виды налогов, за исключением налога на прибыль и/или имущество КИК. Она применяется при условии, что обязанность по уплате такого налога возникла до 1 января 2019 г. при приобретении, использовании или распоряжении указанным в специальной декларации имуществом, имущественными правами, КИК или зарубежными банковскими счетами. Указанная гарантия предоставлялась на предыдущих этапах и ее действие продлевается на третьем этапе декларирования;
  • Освобождение от НДФЛ доходов в виде прибыли КИК, если по итогу 2018 года контролирующие лица КИК не признавались налоговыми резидентами РФ, а в 2019 году данные доходы подлежат включению в налоговую базу по НДФЛ. Данная гарантия распространяется только на нераспределенную прибыль КИК и не будет применяться к дивидендам, полученным контролирующим лицом КИК. Она вводится впервые на третьем этапе декларирования и будет действовать вне зависимости от факта представления специальной декларации.

Изменение формы специальной декларации

Форма специальной декларации была дополнена возможностью указать сведения о международной компании, зарегистрированной в САР в РФ (остров Русский в Приморском крае и остров Октябрьский в Калининградской области) в порядке редомициляции иностранной организации, для целей освобождения от ответственности за нарушения в отношении такой иностранной организации или КИК.

Также, в форму специальной декларации включен раздел о переводе денежных средств с зарубежных счетов на российские, так как это является необходимым условием для предоставления гарантий в отношении зарубежных счетов на третьем этапе амнистии капиталов. В нем указываются дата перевода и сумма переведенных денежных средств, а также идентифицирующая информация о российском банке, в который был осуществлен перевод (наименование и БИК банка).

Для получения гарантий при декларировании счетов в банках за пределами территории РФ на третьем этапе декларирования к специальной декларации обязательно прилагаются следующие документы:

  • Отчет о движении средств по счету физического лица в банке за пределами территории РФ по установленной форме за период с 1 января 2019 г. по дату в пределах 15 календарных дней до даты представления специальной декларации,
  • Выписки, выданные и заверенные российскими банками в подтверждение факта перевода средств с зарубежного счета декларанта на российский.

При декларировании иностранных организаций или КИК обязательное представление каких-либо дополнительных документов не требуется (такое требование фигурировало в изначальном тексте законопроекта «О внесении изменений в закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», но впоследствии было исключено в ходе его рассмотрения и принятия).

Прием специальных деклараций на третьем этапе будет начат с 1 июня 2019 г. Порядок их представления останется прежним: декларанты вправе представить их в любую инспекцию ФНС (территориальный орган) или в ФНС России (центральный аппарат) лично, либо через представителя, действующего на основании нотариально заверенной доверенности. Специальная декларация представляется исключительно на бумажном носителе и должна быть заполнена в соответствии с порядком заполнения формы, утвержденном Приложением 2 к Федеральному закону «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Итог

В ходе рассмотрения пакета законопроектов законодателем были исправлены имевшиеся ранее недостатки технического характера: так, формулировки предыдущей редакции основного законопроекта содержали положение об одновременном выполнении условий редомициляции КИК и возврата денежных средств со счетов в зарубежных банках на счета в российских банках для применения гарантий в рамках амнистии капиталов. Это могло исключить возможность получения гарантий для лиц, имеющих только счета в зарубежных банках, либо только владеющих КИК. К третьему чтению в Государственной Думе данный недостаток был устранен, а гарантиями в отношении зарубежных счетов и иностранных компаний можно воспользоваться как по отдельности, так и одновременно.

Важно, что также был восполнен имевшийся в предыдущей редакции пробел формулировки одного из условий предоставления гарантий при декларировании иностранных организаций и КИК: условие было обозначено как отсутствие у декларанта КИК, а оно могло быть выполнено на практике не только при редомициляции КИК в РФ, но также в результате ликвидации КИК. Кроме того, иностранные организации, не признаваемые КИК (например, в случае доли участия в них физического лица-резидента в размере 25% или менее) не были учтены в предыдущей редакции законопроектов. Текущая редакция содержит более точную формулировку данного условия, и оно заключается исключительно в редомициляции иностранных организаций (как признаваемых КИК, так и иных) в САР в России.

Неурегулированным остался вопрос минимального срока хранения денежных средств, переведенных с зарубежного счета, на счете в российском банке. Установлено правило, в соответствии с которым денежные средства должны быть переведены на счет в российском банке до даты представления специальной декларации, а сведения о счете в зарубежном банке в отношении которого были совершены нарушения и с которого средства были перечислены на счет в российском банке, указаны в специальной декларации. Но возможность применения гарантий в случае обратного перевода средств со счета в российском банке на счет в зарубежном банке после представления специальной декларации прямо не оговорена.

Одна из очевидных проблем применения амнистии капиталов на третьем этапе связана с декларированием иностранных организаций и КИК заключается в том, что будет необходима их редомициляция в САР. Данная процедура не является доступной для широкого круга лиц ввиду того, что на текущий момент может осуществляться только иностранными организациями, зарегистрированными в государствах-членах или наблюдателях ФАТФ и Манивэл, и предполагает достаточно существенный объем инвестиций в САР в объеме от 50 000 000 рублей.

Таким образом, с 1 июня 2019 г. амнистия капиталов будет возобновлена с возможностью предоставления того же объема гарантий, что и на предыдущих этапах. Тем не менее, условия предоставления гарантий видоизменены путем включения новых требований по редомициляции иностранных организаций и КИК в РФ, а также возврата денежных средств с зарубежных счетов физических лиц-резидентов на их российские счета.


Теги: Оффшоры, налогообложение РФ, амнистия капитала

Все материалы

(0)

Сотрудники отдела международного налогового планирования



Сейшелы
от 550 $

Белиз
от 1100 $

BVI
от 1500 $

Латвия
от 500 €

Ирландия
от 1250 €

Кипр
от 2000 €

Гонконг
от 1900 $
 
Канада 
от 1680 $

Другие
от 800 $
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время. Юридические и бухгалтерские консультации являются платными. Информацию о стоимости услуги мы напишем в ответ на Ваше сообщение.
Выберите офис для обращения*
Имя*
Е-mail*
Телефон (не обязательно)
Ваше сообщение*
Сайт Сайт
Страница Страница
Реферер Реферер
IP IP
Город Город
UserAgent UserAgent
utm_source utm_source
utm_medium utm_medium
utm_campaign utm_campaign
utm_content utm_content
utm_term utm_term
Все параметры Все параметры
Защита от спама, отметьте пункт ниже:*

* - Поля, обязательные для заполнения

Оставить заявку